Бог сохраняет все







Православная школа-пансион «Плёсково»
Иконы нашего храма
 

Предыдущая статьяСледующая статья

Сретение Господне

В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм, так как по ветхозаветному закону, всякий мальчик-первенец должен был быть посвящен Богу, а мать должна была принести Господу благодарственную и очистительную жертву — две горлицы (Лк. II, 22-24).

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Согласно преданию, он был одним из семидесяти двух "толковников", которые перевели Библию на греческий язык — язык всех образованных людей Средиземноморья. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в пророчестве о рождении Младенца (Еммануила) девой (Ис. VII, 14). Тогда ему явился ангел и сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит Младенца и не убедится в исполнении пророчества. Два века ждал старый книжник пришествия Сына Божия. И когда Младенца принесли в Храм, он взял Его на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29-32). Эти слова стали молитвой — молитвой Симеона Богоприимца, и теперь каждый день повторяются они за вечерним богослужением.

В храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, которая жила и трудилась при храме в течение многих лет и достигла большой праведности. Она тоже наитием Св. Духа узнала в Божественном Младенце долгожданного Мессию и в порыве радости стала громко славить Бога.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (конец III в.), Кирилл Иерусалимский (IV в.), Григорий Богослов (IV в.), Иоанн Златоуст (IV в.). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что празднование Сретения Господня следует совершать более торжественно. Когда было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. С тех пор Церковь установила торжественное празднование Сретения. Сретение — доказательство свершения пророчеств: в мир явился Младенец, зачатый от Духа Святого и родившийся у непорочной Девы. В мир пришел воплотившийся в человеческом облике Бог. Канон праздника Сретения сосредоточен как раз на раскрытии смысла догмата о Боговоплощении. В "Беседе на Сретение Господне" святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что в этот день сокровенная тайна Боговоплощения была открыта не только богоизбранному, но и всем народам. "Услышите это все народы, слушай Израиль. Тот Которого я, твой священник Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедаю и свидетельствую есть Господь Бог твой" (Пс. 48,1).

Сретение — это и встреча (преемственность) Ветхого и Нового заветов. Старец Симеон олицетворяет Ветхий завет, "отпускаемый ныне с миром". Младенец — пришедшее в мир Спасение, Новый завет между Богом и людьми.

На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей — очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук — к жертве нельзя прикасаться руками.

Система Orphus