Бог сохраняет все







Православная школа-пансион «Плёсково»
Иконы нашего храма
 

Предыдущая статьяСледующая статья

Успение Божией Матери

Слово "успение" означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула". В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, не коснулась Ее.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви cо времен апостольских. Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим, где дни и ночи проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню; в одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. Все апостолы были чудесным образом восхищены с места их проповеди и собраны вокруг Богоматери. В третьем часу внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, чтобы взять душу Богородицы в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы во сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Через три дня после торжественного погребения Богоматери, когда апостолы вошли в гроб-пещеру, они нашли там одни только погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Празднование Успения Божией Матери было установлено довольно поздно. В греческой Церкви достоверные сведения об этом празднике датируются лишь концом VI в. Древнейший чин службы на праздник находим в грузинском переводе Иерусалимского канонаря VII в. Практически все песнопения, входящие в состав нынешней службы Успению, были написаны в VIII-IX вв., а кондак и икос, возможно, принадлежат Роману Сладкопевцу, т.е. восходят к VI веку.

Взятие Пресвятой Девы с телом на Небо подобно Воскресению Христову, это первый пример первого воскресения. И хотя Пресвятая Дева могла бы мгновенным преображением облечься в прославленное тело, но по смирению и желанию подражать уничижению Своего Божественного Сына Она Сама не желала миновать пути смерти временной. Она умирает, отдавая, таким образом, долг природе со всеми земнородными - в отраду и утешение всем нам, которым придется пройти вратами смерти, чтобы мы знали, что смерть для нас неизбежна, но что она, в то же время, не является для человека злом. Смерть была страшна для человека до пришествия на землю Христа Спасителя, когда грех царствовал в человеческом роде, и не было никаких средств освободиться от него и от смерти. Но после явления Господа на землю, когда Он одержал победу над грехом и смертью, весь ужас ее исчез, она стала как бы мирным сном, после которого настает радостное утро всеобщего воскресения.

***

Успение — это не смерть, это сон. Вскоре Она, как и Христос, вознеслась на небо.

Посреди иконы на ложе лежит Богородица, у изголовья и в ногах стоят двенадцать апостолов, изображаются также епископы, святители.

Посредине на золотом фоне или в “славе” — фигура Христа, держащего запеленутого Младенца — душу Богоматери. К Христу летят архангелы, готовые принять эту душу.

Около ложа может стоять скамейка с кувшином, туфлями, свеча.

С XV века внизу стали изображать и такую сцену: ангел мечом отсекает руки Аффонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери.

Часто изображаются и апостолы, спешащие со всех концов земли к месту успения Богородицы. Они как бы восседают на облаках, которые несут ангелы.

Иногда встречается и такая сцена: опоздавший апостол Фома получает из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, Ее пояс.

Система Orphus